Обзор и оглавление всей книги
К Архиву Философии Истории
Обзор и оглавление данного выпуска
2.8. Современная глобальная проблематика: основания и приоритеты
|
А мир, выходит, пусть стоит на месте, пока ты не выработаешь методологии? Робер Музиль |
Содержательные требования к теориям и моделям исторической динамики могут быть сформулированы, если известно, хотя бы в общих чертах, для решения каких социальных задач они будут использоваться. Задачи локального и национального уровня весьма специфичны. Поскольку
философия истории и теоретическая история имеют видение всемирного масштаба (см. вып. 1, предисловие), то и их теории должны предназначаться в первую очередь для решения социально-практических задач глобального уровня.Не явится ли противоречием то, что о современных глобальных проблемах мы будем говорить до философского осмысления вопросов хода и смысла истории, исторического самоопределения? Нет, реальная практика не может ждать и не ждет никогда полноты теоретических и философских обоснований, ее задачи вытекают из реальных трудностей и кризисов современных обществ. Практические задачи глобального масштаба существуют вне зависимости от продвижения или непродвижения теории. Другое дело, что впоследствии, на основе теоретических знаний о структуре, динамике и ходе истории, а также разработанных философских представлений о смысле (смыслах) истории, возможно и вероятно последующее внесение существенных корректировок в постановку и стратегии решения этих задач глобальной практики.
Следующий список практических задач глобального развития основан на доктрине ценностного сознания, кратко представленной выше (
2.3.1-10, более подробно в работах Розов, 1992, 1994). В особом комментарии нуждается последовательность групп задач: от наиболее острых и неотложных к более перспективным, условия для решения которых еще не созрели.Степень остроты и неотложности определяется реальностью, масштабом и опасностью нарушения выделенных выше общезначимых (кардинальных и субкардинальных) ценностей. В то же время перспективность задач (например, связанных с развитием образования и средств массовых коммуникаций и информации) отнюдь не означает, что в этих сферах нет практических задач на сегодня. Очевидно, что работа над каждой группой задач должна вестись параллельно. Приоритеты остроты и неотложности означают только центрированность, фокус сосредоточения внимания, усилий и ресурсов. После решения первой группы практических задач создаются условия для перенаправления основной части усилий и ресурсов на следующую группу задач и т.д.
Обзор и оглавление всей книги
К Архиву Философии Истории
Обзор и оглавление данного выпуска
2.9. Современная глобальная проблематика: основные группы задач
Порядок мира тревожен, он - родное дитя беспорядка и может не совпадать с нашими мыслями о том, что хорошо и что плохо.
Александр Блок
Не требуй слишком многого и не бойся того, что твое справедливое требование ни к чему не приведет.
Людвиг Витгенштейн
2.9.1. Создание эффективных и недорогих систем безопасности на
ойкуменическом* (мировые регионы) и глобальном уровняхДанные системы должны позволять, с одной стороны, защищать кардинальные ценности всего населения каждой ойкумены, поддерживать стабильность, разрешать территориальные, межэтнические и прочие конфликты преимущественно мирным путем, с другой - существенно перенаправить ресурсы национальных государств с оборонительных целей и программ на мирные.
Приоритетность данной группы задач определяется, во-первых, прямой связью безопасности с кардинальными ценностями жизни, здоровья и свободы, во-вторых, фактической общеизвестной гипертрофией производства оружия, оборонного сектора в каждом государственном бюджете. Если не сократить долю ресурсов, затрачиваемых на производство вооружения, не снизить геополитическую напряженность в каждой ойкумене и между ойкуменами, то все надежды на существенный прорыв в решении остальных задач глобальной практики (см. ниже) окажутся тщетными.
Обзор и оглавление всей книги
К Архиву Философии Истории
Обзор и оглавление данного выпуска
2.9.2. Преодоление массовой бедности, голода, эпидемий, перенаселенности
Богатые раньше нас встали, да все и расхватали.
Богатый - в пир, убогий - в мир (по миру).
Нивка не моя, а серп чужой.
Нужда закона не знает, а через шагает.
Денег много - великий грех, денег мало - грешней того.
Согрешишь и еще, когда в брюхе тощо.
Русские народные пословицы
Здесь идет речь о таком изменении порядка мировой экономики, доступа к планетарным ресурсам, при котором развитым странам и международным корпорациям (пусть не всем, но хотя бы некоторым) стало бы выгоднее оказывать поддержку в социально-экономическом и культурном развитии беднейших мировых регионов и стран, использовать рост человеческих ресурсов в них, чем делать расходы на безопасность от волн миграций, эпидемий, социальной и военной агрессии со стороны этих наиболее неблагополучных регионов.
Соответственно, речь идет о создании и реализации таких программ помощи и поддержки, которые запускали бы в беднейших странах механизмы исторического саморазвития. Решение этих задач должно также включать цивилизованные, гуманные, но достаточно эффективные формы контроля над рождаемостью. Масштабное решение этих задач невозможно без достижения стабильной и недорогой глобальной безопасности. Но и без решения задач бедности и перенаселенности невозможно решение последующих экологических задач.
Действительно, как защитить леса от вырубки, если на доходах от продаж древесины кормится огромное и растущее население?
Обзор и оглавление всей книги
К Архиву Философии Истории
Обзор и оглавление данного выпуска
2.9.3. Задачи преодоления и предотвращения экологических кризисов, установления режима устойчивого развития
Устойчивое развитие по определению совмещает социально-экономический, культурный, технологический прогресс с сохранением (в идеале восстановлением) условий природной среды, которые, по меньшей мере, не должны ухудшаться при смене человеческих поколений (см. Meadows et al., 1992).
Задачи данной группы прямо направлены на защиту субкардинальных экологических ценностей (качества воды, воздуха, почв, продуктов питания, ландшафтов - техноприродных ниш человеческой жизни, свойств атмосферы, уровня излучений и т.д. Общеизвестно, что решение экологических задач требует огромных ресурсных вложений. Только при решении задач групп
2.9.1 - 2.9.2, станет возможным, во-первых, переориентировать национальные бюджеты с безопасности на экологию, во-вторых, стимулировать массовый рост потребностей людей жить в экологически здоровом окружении, достигнуть в этом широкого социального консенсуса и канализировать личные средства граждан для решения экологических задач.Вообще говоря, на пороге XXI в. решение задач трех указанных групп уже представляется утопией, если в течение всего грядущего столетия их удастся решить хотя бы в основном - это уже будет триумфом человеческой рациональности и доброй воли. Пока же мы склонны согласиться с неутешительными прогнозами (см., напр. Sanderson, 1995) о коллапсе мировой системы уже в первой трети столетия. Причина проста - слишком мало делается (почти ничего!) для решения проблем всех указанных групп
2.9.1 - 2.9.3, но в каждой из них кризис нарастает (гонка вооружений, недоверие и отчуждение, демографический рост, голод, бедность, социальная агрессия, загрязнение среды и истощение ресурсов). Усиливая друг друга, эти тренды приведут к серии войн с вероятным применением оружия массового уничтожения, всплеску эпидемий, возможно, к техногенным природным бедствиям также с массовыми жертвами. Этот пессимистический сценарий глобальной динамики представляется неминуемым, если не будет существенного, зримого продвижения в решении хотя бы первых двух групп задач 2.9.1 - 2.9.2. Какие дальнейшие перспективы глобального развития имеются в случае осуществления оптимистического сценария (решения задач указанных групп 2.9.1 - 2.9.3)? Дальнейшие рассуждения по этому поводу проведены в жанре "изобретения будущего" (см. Suzuki, 1990).Обзор и оглавление всей книги
К Архиву Философии Истории
Обзор и оглавление данного выпуска
2.9.4. Экологическая и социокультурная конверсия
научно-технического прогресса
Здесь нужны особые пояснения. Хотя сам термин "научно-технический прогресс" давно вышел из моды, особенно в философской и гуманитарной сферах, соответствующий реальный процесс получения и накопления новых знаний, повышения эффективности технологий, изобретения качественно новых технологий вовсе не прекратился. Сегодня не нужно доказывать, что прогресс по одной группе параметров (эффективность в выполнении целевых функций), как правило, сопровождается регрессом - накоплением пагубных побочных эффектов для экологии, здоровья людей, социальных отношений и общения, культурных традиций и т.д. Контроль над этими побочными эффектами, их минимизация, возможно, переориентация - суть задач конверсии научно-технического прогресса. Принципиальные технические ценности и ориентиры уже давно известны - это замкнутые, безотходные, ресурсосберегающие технологии, минимизация использования невозобновимых ресурсов (нефть, газ, уголь) и максимально эффективное использование возобновимых ресурсов: гидроэнергии рек, солнечной радиации, силы ветра, приливно-отливной энергии. Но экономическая практика, частная и государственная инвестиционная и технологическая политика практически во всех странах (некоторые подвижки идут только в Скандинавии, Германии, Австрии) до сих пор ориентированы на прежнюю тупиковую модель энерго- и ресурсопотребления. Задачи экологической конверсии прогресса состоят именно в переориентации этой практики и политики.
Переориентация научно-технического прогресса означает смену приоритетов в производстве товаров и услуг, соответственно и в направлениях научного поиска. В наиболее развитых странах уже начался процесс частичного замещения (потеснения) ценностей удовольствия ценностями здоровья, здорового окружения, образованности, развития культурной среды и социальных возможностей для себя, детей и потомков и т.д. Заметим, что престиж и комфорт отнюдь не перестали быть ценностями, просто понимание того
, что престижно и что комфортно, существенно изменилось. Вместе с тем индустрия удовольствий и развлечений - эта огромная инерционная мегамашина - продолжает наращивать мощность, включая в орбиту нуворишей из мировой периферии (в том числе и наших "новых русских"). Разумеется, никакими запретами проблему не решить, но государства и международное сообщество вполне способны через налоговые механизмы, льготы, инвестиции дать благоприятный режим менее прибыльным сейчас, но социально и культурно гораздо более перспективным направлениям бизнеса и технологий. Организация богатой развивающей среды для детей, обустройство ниш городской и сельской жизни, адекватных потребностям в общении, отдыхе, поддержании здоровья, культурном развитии и т.д., требуют не меньших финансовых и интеллектуальных вложений, требует не менее совершенных и сложных технологических разработок, чем устройство развлекательных заведений, индустрия удовольствий. Таким образом, речь идет отнюдь не о "свертывании" общества потребления, а именно о смене направленности, "экологизации" и "окультуривании" вначале элитарного, а затем и массового потребления.Обзор и оглавление всей книги
К Архиву Философии Истории
Обзор и оглавление данного выпуска
2.9.5. Совершенствование политико-правовых форм национального, ойкуменического и глобального социального устройства
Это весьма древние задачи социального реформирования (современники и даже предшественники возникновения первых государств в Шумере и Египте). Заслуга историософского, глобального осознания значимости этой группы задач, создания широкой программы действий, которая отчасти уже выполнена, а отчасти ждет осуществления, принадлежит Иммануилу Канту (Кант, 1784).
На национальном уровне необходимо эффективное совмещение демократических форм социального консенсуса, специфических традиционных устоев и традиций, придающих системе социокультурную легитимность, механизм учета прав и интересов разного рода меньшинств (игнорируемых, как правило, в простых формах мажоритарной демократии), институтов гибкого и оперативного ответа на вызовы, которые преодолевали бы неповоротливость демократических форм, но при этом не ущемляли бы ее главных устоев, достоинств с точки зрения нахождения консенсуса, прав граждан.
Нельзя не отметить, хотя бы коротко, существенные пороки современных форм демократического устройства, требующие преодоления. Массовое сознание избирателей в большинстве случаев направлено на собственные нужды. В то же время нужды граждан других стран, а также последующих поколений остаются за бортом и не получают должного представительства при принятии политических, экономических (особенно ресурсных), правовых решений.
Сознание политиков и чиновников сильно деформировано близкой перспективой ротации, стремлением понравиться избирателям для продления срока правления. Сращивание интересов финансовых элит с властью через денежную поддержку выборов хорошо известно. Как преодолеть эти пороки, не впадая в другую, еще более опасную крайность (отмена ротации, выборов) - одна из генеральных задач политико-правового реформирования.
На уровне ойкуменическом (допустим, в рамках Европейского сообщества, постсоветского пространства, Тихоокеанского региона, региона Северной и Центральной Америки и т.д.) требуются новые формы совмещения национального суверенитета, сокращения или ликвидации внутренних перегородок, создания ойкуменических политико-правовых институтов, дополнительных по отношению к национальным. Этот уровень и его институты - промежуточный между глобальным и национальным - должен быть использован для решения проблем, выходящих за
рамки национальных границ, но имеющих свою ойкуменическую специфику.На глобальном уровне требуется эффективная координация взаимодействия и кооперации стран и ойкумен, что диктует задачи реформирования существующих глобальных институтов (в настоящее время центрированных вокруг Организации Объединенных Наций).
Заметим также, что императивы гибкости, эффективности, учета прав меньшинств, сохранения устоев и достоинств демократии, преодоления ее современных недостатков не теряют своей силы при переходе от национального уровня к ойкуменическому и глобальному.
Обзор и оглавление всей книги
К Архиву Философии Истории
Обзор и оглавление данного выпуска
2.9.6. Совершенствование систем социокультурного и антропного воспроизводства
Здесь речь идет прежде всего о реформировании систем воспитания и образования, систем массовых коммуникаций и информации, сетей социокультурных взаимодействий (см. Савицкий, 1992). Направленность этих реформ задается необходимостью решать и поддерживать решения указанных выше групп проблем 2.9.1 - 2.9.5 силами не одного, а многих последующих поколений людей (пока найденные решения будут еще эффективными).
Соответственно каждое новое поколение должно быть готово к несению этой ноши (включая, разумеется, и переосмысление, переформулировку проблем и т.д.) двояким образом: во-первых, чувствовать и принимать на себя ответственность за решение указанных задач глобальной практики, во-вторых, достигать разнообразных требуемых способностей для их решения. На это должны работать и системы образования, и системы массовых коммуникаций, и всевозможные институты гражданского общества (религиозные, профессиональные, клубные, культурно-просветительные, благотворительные и т.д.).
Если решения задач безопасности, преодоления бедности и перенаселенности, экологического кризиса, конверсии прогресса и реформирования политико-правовых режимов не будут закреплены в институтах воспроизводства новых поколений людей, то неизбежен распад этих решений и новая волна взаимоусиливающих кризисов. По каждой группе проблем необходимы сложные и тонкие решения, поскольку потенциал простых решений уже полностью исчерпан. А чем сложнее и тоньше решения, тем они более хрупки при передаче от поколения к поколению. Поэтому без специального закрепления этих решений в институтах антропного воспроизводства не обойтись.
Обзор и оглавление всей книги
К Архиву Философии Истории
Обзор и оглавление данного выпуска
2.10. Индивидуальная свобода и необходимость глобальной практики
Уповайте на Бога, ребята, но порох держите сухим.
Оливер Кромвель
Цена свободы - вечная бдительность.
Томас Джефферсон
Даже на этом весьма поверхностном уровне рассмотрения глобальных проблем уже явственно проглядывают философские противоречия, требующие разрешения. Например, говоря об общезначимых ценностях, мы в числе кардинальных ценностей выделяли свободу, в том числе свободу индивида выбирать для себя род занятий, образ жизни, воспитывать детей по своему разумению и т.д.
Затем, при рассмотрении глобальной проблематики вдруг выясняется, что эта декларируемая свобода сжимается как шагреневая кожа: оказывается, люди не могут просто в свое удовольствие выбирать ценности и удовлетворять свои потребности. Вместо этого каждое поколение должно заботиться о безопасности, преодолении
голода и бедности, экологии, конверсии прогресса, реформировании политико-правовых институтов. Воспитание и образование детей так же должно быть жестко направленно на ответственность и способности в решении всех этих неподъемных задач.Налицо противоречие, принципиальное решение которого таково. Забота о решении проблем глобальной практики - это всегда забота о сохранении общезначимых, как правило, субкардинальных ценностей (безопасность, мир, социальный порядок, здоровая экологическая среда и т.д.). Использование свободы для отказа от этой заботы неминуемо приведет к нарушению уже кардинальных ценностей: жизни (убийства на войне и при социальных беспорядках), здоровья (эпидемии, голод, болезни от ухудшения продуктов питания, воздуха, воды и т.д.), достоинства и самой свободы (при эскалации кризисов и последующего социального насилия). Такие последствия в рамках доктрины ценностного сознания считаются недопустимыми, соответственно недопустимым считается и пренебрежение проблемами глобальной практики.
Как же перейти от абстрактной ответственности всех за все (т.е. фактически безответственности) к более конкретным требованиям ограничения свободы? Груз ответственности и необходимой компетенции за решение всех указанных задач глобальной практики разделим на три большие части.
Стратегическая ответственность и компетентность состоят в способности принимать адекватные и эффективные решения, организовывать их реализацию. Этот груз должен быть возложен на политические, финансовые, интеллектуальные элиты современного мира по принципу: кому многое дано, с того многое и спросится. Свобода элит и каждого отдельного лидера не отменяется, но существенно ограничивается. Лидер на то и лидер, чтобы принимать адекватные решения. При уклонении от решений по указанным выше проблемам будет неминуемо усиливаться весь букет кризисов: кризис безопасности, бедности и перенаселенности, экологические кризисы и т.д. Историческая вина падет не на простых людей, а именно на лидеров, правящие элиты.
Профессиональная ответственность и компетентность появляется при стыковке программ решения указанных проблем с формами деятельности и подготовки широких масс населения. Для новых систем безопасности нужны будут по-новому обученные чиновники и военные. Для преодоления голода, бедности, перенаселенности потребуются строители, учителя, социальные работники, организаторы производств, врачи, местные духовные лидеры (священнослужители и т.п.), опять же чиновники. Для преодоления экологических кризисов необходимы конструкторы и производители новых материальных технологий, приборов и систем мониторинга среды, работники экологического просвещения, контроля, возможно, экологической полиции и судов и т.д. Кроме того, программы решения глобальных проблем неминуемо приведут к установлению во всех рутинных областях деятельности новых ограничений и способов, которым нужно будет овладевать новым поколениям.
Свобода каждого "простого человека" (не лидера, ответственного за крупные социальные решения) в любом случае ограничена необходимостью для этого человека зарабатывать на хлеб насущный, а для этого получить то или иное профессиональное образование. Профессиональная ответственность и компетентность за решение глобальных проблем означают именно согласование личной профессиональной подготовки с требованиями программ глобальной практики.
Наконец, гражданская ответственность и компетентность касаются готовности каждого человека сознательно делиться частью своего дохода в виде обязательных налогов (не исключая и добровольных пожертвований) для решения проблем глобальной практики. Компетентность здесь касается умения избирателя разобраться, какие политические силы и лидеры предлагают наиболее рациональное распределение ресурсов для решения национальных проблем, связанных с глобальной практикой. Ответственность реализуется в реальной выплате налогов гражданами и общественном согласии относительно долей бюджетных ресурсов (из собранных налогов и иных доходов), которые направляются на решение каждой проблемы.
В данной части работы научная деятельность привязывается вначале к ценностям, затем к ценностно-определенной феноменологии, наконец, к гуманистическим задачам глобальной социальной практики. Может создаться впечатление, что проводится идея формирования гуманистических и морально-полезных теорий общественного развития. От таких предположений следует жестко отмежеваться. Направление, выбор области исследований в силу ограниченности ресурсов науки, каждого отдельного коллектива и исследователя не может игнорировать ценности и практику. Но при создании нового научного знания воцаряется лишь один Бог - научная истина, здесь не должно быть никаких уступок внешним требованиям морализма любого толка, будь то религиозная благочестивость, светский гуманизм, общественная польза, политическая корректность и т.п. Для тех, кто не прочь морализировать само существо научного знания, предлагается поразмышлять над следующей цитатой одного из классиков европейской социологии:
"Сочетание общественной пользы теории с истинностью, доказываемой на опыте, есть один из тех принципов, которые мы отклоняем априори. Всегда ли эти две стороны объединены? На этот вопрос можно ответить только наблюдая факты; и тогда обнаружится, что в некоторых случаях они совершенно независимы. Итак, прошу читателя постоянно иметь в виду, что там где я утверждаю нелепость теории, я ни в коем случае не стремлюсь косвенно утверждать, что она вредна обществу, наоборот, она может быть для него очень полезной. В общем и целом одно и то же изучение может быть отвергнуто с экспериментальной точки зрения и признано с точки зрения общественной пользы и наоборот" (Парето Вильфредо. Трактат по общей социологии. Цит. по Арон, 1993).