Архв философии истории

Учебные программы

 

Объявления
Семинар "Время мира"
Начала РФИ 
Статьи и переводы

Учебные программы 
Электронная библиотека

PHA (Philosophy of History Archive,  in English)


НГУ

Философский факультет

 

Методика контент-анализа и визуализации понимания философских текстов проф.Н.С.Розов 

Дополнение для историософских текстов

Предпосылки и определения 
Замечание для сомневающихся 
Методика как последовательность шагов (начало, шаги 1-2) 

Предпосылки и определения 

Данная методика, предназначенная для индивидуальной работы с целостным осмысленным философским текстом (далее просто текстом) и последующего коллективного обсуждения философских текстов, основывается на следующих предпосылках и определениях. 

Предпосылка 1. Нет и, по-видимому, не может быть чисто механической процедуры, приводящей к адекватному целостному пониманию текстов. В то же время упорядоченное сочетание формальных, полуформальных процедур и творческих (направленных на "инсайт") задач служит хорошую службу для их понимания. 

Предпосылка 2. Несмотря на все возможное разнообразие, содержание любого текста может быть раскрыто через выявление а)концептуальных моделей, б) основополагающих онтологических, ценностных и гносеологических предпосылок. 

Предпосылка 3. Несмотря на все возможное разнообразие концептуальных моделей в содержании текстов, суть каждой может быть более или менее адекватно задана через представление следующих формальных элементов: 
а) основные объекты со свойствами (идеальные и/или материальные), 
б) основные субъекты со свойствами (как правило, человеческие индивиды, группы, общества, родовые субъекты, либо сверхъестественные существа, такие как Бог), 
в) воздействия (то, что существенно меняет свойства или отношения предметов воздействия), 
г) превращения (переходы объектов или субъектов в иное состояние с иными свойствами и отношениями), 
д) основные бинарные (объект-объектные, субъект-субъектные и субъект-объектные) и тернарные отношения. 

Предпосылка 4. Несмотря на все возможное разнообразие ценностей и ценностных систем, основные элементы концептуальной модели каждого социально-философского текста они могут быть более или менее адекватно представлены через уточнение и заполнение пространства, заданного двумя фундаментальными координатами: Добро-Зло (чисто моральные оценки) и Сила-Слабость (высокий-низкий социальный статус или влиятельность (что включает могущество, богатство, престиж). 

Предпосылка 5. Несмотря на все возможное разнообразие используемых онтологий основные элементы концептуальных моделей текстов могут быть более или менее опредленно отнесены к одной из следующих сфер бытия ("миров"): 
материальный мир или биотехносфера (все материальные предметы, включая человеческие тела, ландшафты, жилища, технику и т.п.), 
социосфера (отношения и взаимодействия между людьми, в том числе по поводу материальных предметов и идей); 
психосфера (сознание, психика и общение людей); 
культуросфера (как пространство идей и шире - образцов, используемых в человеческих обществах); 
трансцендентная или запредельная сфера (пространство существования сверхъестественных существ и сущностей (таких как Бог, боги, Абсолют и т.п.), зачастую эта сфера не отделяется от культуросферы, как у Платона, Гегеля и др. 

Предпосылка 6. Замечание для сомневающихся Ни одна из представленных предпосылок не является абсолютной истиной, но дискуссия об их правомерности станет осмысленной только после долговременной практики освоения методики. К предпосылкам, определениям и к самой методике (данной ниже) следует относиться как к средству, позволяющему выявить некий СМЫСЛОВОЙ СРЕЗ любого философского текста. Никто не может поручиться, что этот срез полностью исчерпывает возможное понимание и прочтение текста (вероятно, это в принципе невозможно). Но это не означает, что не следует учиться хорошо пользоваться хотя бы этим несовершенным инструментом. 

К началу страницы 


Методика как последовательность шагов 
(Шаги 1-6 обязательны для всех слушателей , шаги 7-8 - факультативны) 

1 шаг. Разбиение текста, подлежащего анализу, на фрагменты. Простейшее и эффективное решение 1 страница = 1 фрагмент. Для небольших (менее 20 страниц) и идейно "плотных" текстов фрагмент может быть уменьшен (например, до 1/2 или 1/4 страницы или до 10, 5 строк). Для больших (более 30 страниц) и идейно "разряженных" текстов фрагмент может быть увеличен до 5-20 страниц. Важно установить вначале размер фрагмента и не менять его до конца работы с текстом. 

2 шаг. Подготовка формы таблицы. Обязательно в заголовок вынести точные выходные данные издания, дату заданного срока выполнения работы, свои фамилию и имя, решение о размере фрагмента. Разворот тетради линуется вертикальными полосами на следующие столбцы: 

  • на левой стороне 6 столбцов - N фрагмента, Страница(ы), Объекты- Субъекты-Воздействия-Превращения, Переменные-Связи, Логическая конструкция, Краткое содержание
  • на правой стороне 3 столбца - Онтология, Аксиология, Обобщенное социально-философское содержание (тезис фрагмента)

Таблица 1.Форма таблицы для последовательной работы с фрагментами текста 
 

Левая сторона тетради (6 столбцов)

Правая сторона тетради (3 столбца)

N фраг- 
мен- 
та

N стра- 
ни- 
цы

Субъекты, 
объекты, 
воздействия 
и транс 
формации

Пере- 
менные и причин- 
ность

Логи- 
ческая конст- 
рукция

Краткое 
содержание 
фрагмента

Онтология: 
родовые сущности, 
отношения и границы

Аксиология: ценности, правила, оценки 

Обобщенное соц.-филос. содержание (тезис фрагмента) 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

К началу страницы 

3 шаг. Последовательное заполнение таблицы по фрагментам. Каждому фрагменту соответствует "большая строка" (ограниченная сверху горизонтальной линией). Фрагмент прочитывается целиком, затем принимаются решения о заполнении каждого столбца по фрагменту. Рекомендуется заполнять строку по каждому фрагменту "слева-направо" 

Шаг 3.1. Непременно ставить номера фрагментов (это их "индивидуальные имена" при последующей обработке таблицы) и страниц (для вероятного последующего обращения к тексту). 

Шаг 3.2. Заполнение левой стороны таблицы 

ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРЕВРАЩЕНИЯ (Механизм взаимодействия)

Выделяются новые главные субъекты и объекты фрагмента 
Далее выделяются только те воздействия, превращения, которые относятся к этим субъектам и объектам (см. Предпосылку 3). Заносится графическое изображение с краткими обозначениями всех символов (кроме превращений, для которых закреплен символ - двойная стрелка) 
Проверка правомерности сделанных выборов проверяется таким образом:  значимы те объекты и субъекты, наличие и "поведение" которых существенно для наиболее важных воздействий и превращений. Значимы те воздействия, которые ведут к существенным превращениям. Значимы те превращения, в ходе которых меняются важнейшие свойства объектов или субъектов. 
Несложно заметить "круговой характер" данной проверки. Действительно, в понимании текстов нет абсолютно "твердой почвы", однозначных рецептов и жесткой логики. Иногда исходить следует от объектов и субъектов, иногда от воздействий и превращений, иногда от отношений. Последующий круговой характер проверки дает возможность сформировать "наиболее крепко сколоченную" структуру понятого. Данный круг - это не порочный логический круг, а традиционный для герменевтики способ последовательных итераций: возвратов и уточнений, новых возвратов и новых уточнений. 
Как правило, выделяются 1-3 основных объекта и субъекта, 0-2 воздействия, 0-1 превращения. Данные схемы являются "заготовками" для последующего построения механизма взаимодействия (через обобщение, отбор и синтез). 

Переменные и причинность

Для каждого фрагмента выделяются 1-2 главных переменных (шкалы, по которым происходят изменения, или значения которых наиболее существенны в содержании фрагмента), каждая переменная изображается как вершина графа (кружок) с названием (обычно начинается со слова "Уровень...") . Если в тексте указывается или явно предполагается связь между переменными, то ставится соответствующая стрелка со знаком + или -. Это "заготовки" для последующего синтеза тренд-структуры по всему тексту. 

Логическая конструкция

Выделяются и изображаются с помощью графических схем главные логические отношения между понятиями и суждениями. Основные графические средства: круги Эйлера (см.в учебниках логики), отражающие отношения между понятиями,  "древесные" или иные классификации (наглядное изображение деления понятий), всевозможные таблицы, наиболее значимы из которых те, что соответствуют методам Бэкона-Милля (по строкам - случаи, по столбцам - переменные). Данная графа играет вспомогательную роль, она может использоваться, в частности для выявления "тезиса фрагмента". 

Шаг 3.3. Краткое содержание фрагмента представляется либо выписанной краткой (1-2 строки книги) цитатой, либо столь же кратким обозначением главного содержания своими словами. Играет мнемоническую роль (вертикальная графа с краткими содержаниями - это фактически конспект текста, по нему можно готовиться к экзамену, чтобы не читать текст вторично). 

Заполнение правой стороны таблицы 

Шаг 3.4. 

Онтология

Выделяются родовые (наиболее обобщенные) сущности, и родовые отношения. В графе строится простейший рисунок как "заготовка" для последующей модели общей онтологической структуры текста.   Если в тексте явно указывается на разные "миры", то проводятся соответствующие границы. Расположение символов как на "пофрагментных заготовках", так и на итоговой онтологической структуре (см. рис.2б). 

Рис.2б. Расположение полей для онтологической модели 
 

 

ТРАНСЦЕНДЕНТНАЯ СФЕРА (СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ И БОЖЕСТВЕННОЕ) 

 

СОЦИОСФЕРА  ПОЛИТИКА, ПРАВО, ЭКОНОМИКА, СОЦ.ИНСТИТУТЫ и ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 

ПСИХОСФЕРА (СОЗНАНИЕ, ПСИХИКА И ОБЩЕНИЕ) 

 КУЛЬТУРОСФЕРА (ОБРАЗЦЫ: ЦЕННОСТИ, НОРМЫ, СПОСОБЫ, ШАБЛОНЫ) 

 

БИОТЕХНОСФЕРА (МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР) 

 

Аксиология 

Фиксируются ценности,  правила и оценки. 
Ценности ( предельные нормативные идеи) подразумевают обычно   такие предикаты как должно, хорошо, быть благом, быть обязательным, быть желательным, быть запрещенным, быть лучшим, быть прекрасным и т.д. Ценности можно выражать одним словом или словосочетанием (выгода, власть, стабильность, моральное добро, справедливость, и т.д.). 

Правила - любого рода максимы, императивы, рекомендации, советы и т.д., основанные на ценностях. 

Оценки суть применения ценностей к объектам, субъектам, воздействиям, трансформациям или отношениям (которые, как правило, уже выделены ранее для данного фрагмента. 
Оценки выражаются двумя стандартными формулами: 
А(объект, субъект и т.д.) одобряется за Ц (соответствие ценности) 
или А одобряется за не-Ц (несоответствие ценности) 
Если оценок в тексте нет - то не нужно их и фиксировать. Если оценки есть, но ценности явно не указаны, то ценности необходимо реконструировать, но записать в скобках. 

Для удобства последующей обработки таблицы рекомендуется следующее расположение ценностей, правил и оценок в графе 
 

Правила: 1) 
2)

Ценности: 1) 
2)

Предметы оценки (что оценивается )

Оценки: 
одобряется за 
порицается за

Выявление "тезиса фрагмента" 
(обобщенного социально-философского содержания)
Здесь не следует "придумывать" ничего нового. Просто нужно постараться, что главное во фрагменте: 
если главное - описание воздействий и превращений, то передать в тезисе содержание столбца 3; 
если главное - выявление причинной зависимости, то передать в тезисе содержание столбца 4; 
если главное - логика работы с понятиями и суждениями, то зафиксировать содержание столбца 5; 
если главное (что редко) - построение онтологии, то зафиксировать содержание столбца 7, 
если главное - ценности, оценки и правило, то тезис будет аксиологический. 
Если удастся, то можно  формулировать и синтетический тезис, но это сложное задание. 

4 шаг. (Квази)статистическая обработка столбцов
После заполнения всей таблицы (по фрагментам - строкам) итоговый анализ ведется преимущественно по аспектам-столбцам. Используется допущение, что систематически появляющиеся во фрагментах текста элементы являются и наиболее значимыми (по принципу "у кого что болит, то о том и говорит"). 
При этом следует предельно внимательно отнестись к конечному выбору "лидеров", поскольку именно они станут элементами последующих концептуальных моделей (а все остальные элементы - лишь проясняющими моментами). 

К началу страницы 

5 шаг. Построение модели (механизма) взаимодействия. 
Стандартное оформление Разворот тетради делится на 4 прямоугольника. Каждый из них именуется: Левый верхний - Модель взаимодействия, Правый верхний - Онтологическая модель, Левый нижний - Тренд-структура, Правый нижний - Аксиология. 

Рис.1. Расположение графических схем на развороте тетради  

Модель взаимодействия

Онтологическая модель

 Тренд-структура

Аксиология

 Необходимо строить графические схемы на черновиках (лучше с карандашом и резинкой), а в тетрадь заносить только конечные результаты. 

Шаг 5.1. Переопределить оси Добра-Зла и Высокого-Низкого статуса (см. предпосылку 4) согласно ценностным предпосылкам (см.шаг 3). 

Шаг 5.2. Расположить "элементы-лидеры" (см.шаг 4): объекты (прямоугольники) и субъекты (упрощенные символы человеческой фигуры) согласно их явным или неявным оценкам в тексте. 

Шаг 5.3. Обозначить главные ("лидирующие") воздействия между элементами (одинарные стрелки), и главные превращения элементов (двойные стрелки). В обоих случаях должны быть представлены преимущественно не однократные события, а повторяющиеся, сущностные изменения, формирующие как бы постоянно действующий "механизм". Нередко это уже "додумывание" за автора, раскрытие потенциала его рассуждений для построения концептуальной модели механизма функционирования или развития. 

Шаг 5.4. Каждый элемент графической схемы (вершины и стрелки) снабдить кратким именем и указанием номеров фрагментов, служащих главными источниками для такой модели. 

К началу страницы 

Шаг 6. Построение онтологической модели. 
Шаг 6.1. Разделить пространство листа на поля, соответствующие "сферам бытия": весь нижний слой - биотехносфера, центр среднего слоя - психосфера, левая часть среднего слоя - социосфера, правая часть - культуросфера, верхний слой - трансцентентная сфера (см.рис 2б). 

Шаг 6.2. Расположить родовые понятия для объектов и субъектов ("лидеров") в соответствующих сферах или на их границах (обозначения те же). 

Шаг 6.3. Обозначить стрелками основные отношения между родовыми понятиями. 

Шаг 6.4. Каждый элемент графической схемы (вершины и стрелки) снабдить кратким именем и указанием номеров фрагментов, служащих главными источниками для такой модели. 
В итоге должна получиться картина взаимосвязи главных сущностей (собственно, онтологическая модель), лежащей в основе содержания текста. 

К началу страницы 

Предпосылка 7. Несмотря на все возможное разнообразие концептуальных моделей, во многих их них целесообразно выделить динамический аспект, который можно более или менее адекватно представить через положительные и/или отрицательные связи между несколькими (обычно 2-5) переменными, как минимум двузначными ("есть признак/нет признака"). Эту связь переменных или тренд-структуру удобнее всего представлять в виде ориентированного графа с вершинами-переменными и стрелками - отрицательными и положительными связями. К примеру, казалось бы далекий от темы динамики, диалог о справедливости в начале второй главы Платонового "Государства" реконструируется как выявление положительных связей от справедливости человека (переменная С) к пользе П (высокому социальному статусу, включающему также могущество и престиж), от П к счастью СЧ, а также проблематизация Фрасимахом наличия иной связи между справедливостью (С) и счастьем (СЧ). 

Шаг 7. Построение тренд-структуры 

Шаг 7.1. Определение переменных. Как правило, даже для больших и сложных текстов вполне достаточно выделение 3-4 переменных, реже 5-7; большее количество не рекомендуется, так как из-за плохо понятой сложности ускользнет самая суть динамического взаимодействия. 

Шаг 7.2. Обозначить стрелками положительные и отрицательные связи между переменными (соответственно, обозначенные знаками "+" и "-") на основе анализа отношений в онтологической модели и воздействий в модели механизма. 

Шаг 7.3. Проверить "работу" тренд-структуры мысленным экспериментом, увеличивая и уменьшая значения разных переменных и анализируя, что согласно связям происходит с другими переменными, насколько это соответствует положениям текста. Следует быть готовыми к тому, что тренд-структура "противоречит" положениям текста. При большем доверии к тексту следует подправить тренд-структуру (обычно через переопределение переменных и изменение характера связей между ними). Однако нередко случается, что тренд-структура дает более глубокое и основательное понимание существа дела, что дает основание судить об "ошибках" авторов текстов, в том числе и классических текстов. 

Шаг 7.4. Снабдить все элементы тренд-структуры (вершины-переменные, вершины-постоянные и стрелки) краткими именами с указанием номеров фрагментов, служащих главными источниками для построения такой тренд-структуры. 

Пояснение к тренд-структурам 
Главное предназначение тренд-структур - служить комплексной объяснительной гипотезой динамики изменения предметной области. При этом каждая связь между переменными претендует на статус "закона". 
Тренд-структуры - это достаточно поздно изобретенное познавательное средство, поэтому не следует удивляться, что практически всегда будет иметь место "домысливание" за автора текста, поскольку ни о каких переменных он, как правило, и не помышлял. Таким образом, тренд-структура - это не столько средство анализа текста, сколько средство выхода за рамки мышления автора, максимально полное использование интеллектуальных ресурсов текста для собственных "корыстных" задач объяснения. 

Аксиология 
Путем обобщения выделяются главные ценности, главные правила, главные предметы оценивания  и главные оценки, которые фиксируются таким же образом в пространственном расположении: 
 

Правила: 1) 
2)

Ценности: 1) 
2)

Предметы оценки (что оценивается )

Оценки 1) 
2)

Дополнение для историософских текстов

Web-master: WAGNER