Объявления
PHA (Philosophy of History
Archive, in English) |
Методика контент-анализа и
визуализации понимания философских текстов проф.Н.С.Розов Дополнение
для историософских текстов Предпосылки и определения
Предпосылки
и определения
Данная методика, предназначенная для индивидуальной работы с целостным осмысленным философским текстом (далее просто текстом) и последующего коллективного обсуждения философских текстов, основывается на следующих предпосылках и определениях. Предпосылка 1. Нет и, по-видимому, не может быть чисто механической процедуры, приводящей к адекватному целостному пониманию текстов. В то же время упорядоченное сочетание формальных, полуформальных процедур и творческих (направленных на "инсайт") задач служит хорошую службу для их понимания. Предпосылка 2. Несмотря на все возможное разнообразие, содержание любого текста может быть раскрыто через выявление а)концептуальных моделей, б) основополагающих онтологических, ценностных и гносеологических предпосылок. Предпосылка 3. Несмотря на все возможное
разнообразие концептуальных моделей в содержании текстов, суть каждой может
быть более или менее адекватно задана через представление следующих
формальных элементов: Предпосылка 4. Несмотря на все возможное разнообразие ценностей и ценностных систем, основные элементы концептуальной модели каждого социально-философского текста они могут быть более или менее адекватно представлены через уточнение и заполнение пространства, заданного двумя фундаментальными координатами: Добро-Зло (чисто моральные оценки) и Сила-Слабость (высокий-низкий социальный статус или влиятельность (что включает могущество, богатство, престиж). Предпосылка 5. Несмотря на все возможное
разнообразие используемых онтологий основные элементы концептуальных моделей
текстов могут быть более или менее опредленно отнесены к одной из следующих
сфер бытия ("миров"): Предпосылка 6. Замечание для сомневающихся Ни одна из представленных предпосылок не является абсолютной истиной, но дискуссия об их правомерности станет осмысленной только после долговременной практики освоения методики. К предпосылкам, определениям и к самой методике (данной ниже) следует относиться как к средству, позволяющему выявить некий СМЫСЛОВОЙ СРЕЗ любого философского текста. Никто не может поручиться, что этот срез полностью исчерпывает возможное понимание и прочтение текста (вероятно, это в принципе невозможно). Но это не означает, что не следует учиться хорошо пользоваться хотя бы этим несовершенным инструментом. Методика как последовательность шагов 1 шаг. Разбиение текста, подлежащего анализу, на фрагменты. Простейшее и эффективное решение 1 страница = 1 фрагмент. Для небольших (менее 20 страниц) и идейно "плотных" текстов фрагмент может быть уменьшен (например, до 1/2 или 1/4 страницы или до 10, 5 строк). Для больших (более 30 страниц) и идейно "разряженных" текстов фрагмент может быть увеличен до 5-20 страниц. Важно установить вначале размер фрагмента и не менять его до конца работы с текстом. 2 шаг. Подготовка формы таблицы. Обязательно в заголовок вынести точные выходные данные издания, дату заданного срока выполнения работы, свои фамилию и имя, решение о размере фрагмента. Разворот тетради линуется вертикальными полосами на следующие столбцы:
Таблица 1.Форма таблицы для последовательной работы с
фрагментами текста
3 шаг. Последовательное заполнение таблицы по фрагментам. Каждому фрагменту соответствует "большая строка" (ограниченная сверху горизонтальной линией). Фрагмент прочитывается целиком, затем принимаются решения о заполнении каждого столбца по фрагменту. Рекомендуется заполнять строку по каждому фрагменту "слева-направо" Шаг 3.1. Непременно ставить номера фрагментов (это их "индивидуальные имена" при последующей обработке таблицы) и страниц (для вероятного последующего обращения к тексту). Шаг 3.2. Заполнение левой стороны таблицы ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРЕВРАЩЕНИЯ (Механизм взаимодействия) Выделяются новые главные субъекты и объекты фрагмента Переменные и причинность Для каждого фрагмента выделяются 1-2 главных переменных (шкалы, по которым происходят изменения, или значения которых наиболее существенны в содержании фрагмента), каждая переменная изображается как вершина графа (кружок) с названием (обычно начинается со слова "Уровень...") . Если в тексте указывается или явно предполагается связь между переменными, то ставится соответствующая стрелка со знаком + или -. Это "заготовки" для последующего синтеза тренд-структуры по всему тексту. Логическая конструкция Выделяются и изображаются с помощью графических схем главные логические отношения между понятиями и суждениями. Основные графические средства: круги Эйлера (см.в учебниках логики), отражающие отношения между понятиями, "древесные" или иные классификации (наглядное изображение деления понятий), всевозможные таблицы, наиболее значимы из которых те, что соответствуют методам Бэкона-Милля (по строкам - случаи, по столбцам - переменные). Данная графа играет вспомогательную роль, она может использоваться, в частности для выявления "тезиса фрагмента". Шаг 3.3. Краткое содержание фрагмента представляется либо выписанной краткой (1-2 строки книги) цитатой, либо столь же кратким обозначением главного содержания своими словами. Играет мнемоническую роль (вертикальная графа с краткими содержаниями - это фактически конспект текста, по нему можно готовиться к экзамену, чтобы не читать текст вторично). Заполнение правой стороны таблицы Онтология Выделяются родовые (наиболее обобщенные) сущности, и родовые отношения. В графе строится простейший рисунок как "заготовка" для последующей модели общей онтологической структуры текста. Если в тексте явно указывается на разные "миры", то проводятся соответствующие границы. Расположение символов как на "пофрагментных заготовках", так и на итоговой онтологической структуре (см. рис.2б). Рис.2б. Расположение полей для онтологической
модели
Аксиология Фиксируются ценности, правила и оценки. Правила - любого рода максимы, императивы, рекомендации, советы и т.д., основанные на ценностях. Оценки суть применения ценностей к объектам, субъектам, воздействиям,
трансформациям или отношениям (которые, как правило, уже выделены ранее для
данного фрагмента. Для удобства последующей обработки таблицы рекомендуется следующее
расположение ценностей, правил и оценок в графе
Выявление "тезиса фрагмента" 4 шаг. (Квази)статистическая обработка столбцов.
5 шаг. Построение модели (механизма)
взаимодействия. Рис.1. Расположение графических схем на развороте
тетради
Необходимо
строить графические схемы на черновиках (лучше с карандашом и резинкой), а в
тетрадь заносить только конечные результаты. Шаг 5.1. Переопределить оси Добра-Зла и Высокого-Низкого статуса (см. предпосылку 4) согласно ценностным предпосылкам (см.шаг 3). Шаг 5.2. Расположить "элементы-лидеры" (см.шаг 4): объекты (прямоугольники) и субъекты (упрощенные символы человеческой фигуры) согласно их явным или неявным оценкам в тексте. Шаг 5.3. Обозначить главные ("лидирующие") воздействия между элементами (одинарные стрелки), и главные превращения элементов (двойные стрелки). В обоих случаях должны быть представлены преимущественно не однократные события, а повторяющиеся, сущностные изменения, формирующие как бы постоянно действующий "механизм". Нередко это уже "додумывание" за автора, раскрытие потенциала его рассуждений для построения концептуальной модели механизма функционирования или развития. Шаг 5.4. Каждый элемент графической схемы (вершины и стрелки) снабдить кратким именем и указанием номеров фрагментов, служащих главными источниками для такой модели. Шаг 6. Построение онтологической модели. Шаг 6.2. Расположить родовые понятия для объектов и субъектов ("лидеров") в соответствующих сферах или на их границах (обозначения те же). Шаг 6.3. Обозначить стрелками основные отношения между родовыми понятиями. Шаг 6.4. Каждый элемент графической схемы (вершины и стрелки)
снабдить кратким именем и указанием номеров фрагментов, служащих главными
источниками для такой модели. Предпосылка 7. Несмотря на все возможное разнообразие концептуальных моделей, во многих их них целесообразно выделить динамический аспект, который можно более или менее адекватно представить через положительные и/или отрицательные связи между несколькими (обычно 2-5) переменными, как минимум двузначными ("есть признак/нет признака"). Эту связь переменных или тренд-структуру удобнее всего представлять в виде ориентированного графа с вершинами-переменными и стрелками - отрицательными и положительными связями. К примеру, казалось бы далекий от темы динамики, диалог о справедливости в начале второй главы Платонового "Государства" реконструируется как выявление положительных связей от справедливости человека (переменная С) к пользе П (высокому социальному статусу, включающему также могущество и престиж), от П к счастью СЧ, а также проблематизация Фрасимахом наличия иной связи между справедливостью (С) и счастьем (СЧ). Шаг 7. Построение тренд-структуры Шаг 7.1. Определение переменных. Как правило, даже для больших и сложных текстов вполне достаточно выделение 3-4 переменных, реже 5-7; большее количество не рекомендуется, так как из-за плохо понятой сложности ускользнет самая суть динамического взаимодействия. Шаг 7.2. Обозначить стрелками положительные и отрицательные связи между переменными (соответственно, обозначенные знаками "+" и "-") на основе анализа отношений в онтологической модели и воздействий в модели механизма. Шаг 7.3. Проверить "работу" тренд-структуры мысленным экспериментом, увеличивая и уменьшая значения разных переменных и анализируя, что согласно связям происходит с другими переменными, насколько это соответствует положениям текста. Следует быть готовыми к тому, что тренд-структура "противоречит" положениям текста. При большем доверии к тексту следует подправить тренд-структуру (обычно через переопределение переменных и изменение характера связей между ними). Однако нередко случается, что тренд-структура дает более глубокое и основательное понимание существа дела, что дает основание судить об "ошибках" авторов текстов, в том числе и классических текстов. Шаг 7.4. Снабдить все элементы тренд-структуры (вершины-переменные, вершины-постоянные и стрелки) краткими именами с указанием номеров фрагментов, служащих главными источниками для построения такой тренд-структуры. Пояснение к тренд-структурам
Аксиология
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Web-master: WAGNER |