Розов
Н.С.
Структура
цивилизации
и тенденции
мирового
развития. Новосибирск,
НГУ, 1992.
Глава
II
ПОНЯТИЙНЫЙ
АППАРАТ
СОЦИАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРОЛОГИИ
Концепция
"Социальное
функционирование"
(Ф)
Есть
конечное
число социальных
функций1.
Каждая функция
может быть
рассмотрена
как устойчивое
соответствие
входов и
выходов.
Выполнение
функции есть
преобразование
входов в
выходы.
Каждая
функция
определена
для той или
иной
совокупности
людей —
потребителя
функции
(социального).
Источником
функции
является
социальная
потребность,
которой
соответствуют
состав и
свойства
требуемых
выходов
функции.
Социальная
функция
может быть
выполнена
одним или
несколькими социальными
методами2.
Социальный
метод
включает
следующие
компоненты:
люди,
средства,
ресурсы и условия,
а также
методные (они
же базовые
синхронные)
процессы,
переводящие
входы в выходы.
Ясно, что все
компоненты
метода
включены в
различные
структуры
отношений.
Возьмем
для простой
иллюстрации
изолированную
совокупность
людей —
лесное племя или
группу туристов.
Такое
сообщество
всегда
является потребителем,
по крайней
мере, одной
функции —
функции
питания.
Социальная
потребность
как
совокупность
выходов — это
наличие
готовой пищи
у каждого
индивида три
или четыре
раза в день.
Входы — это
совокупность
исходных
продуктов,
преобразуемая
в эту готовую
пищу: будь то
дичь, рыба,
коренья, вода
в ручьях,
крупы и
консервы в
рюкзаках или
продукты,
доставляемые
вертолетом.
Разнообразие
социальных
методов
осуществления
одной
функции
лучше
передать
перечислением:
каждый
готовит себе
сам; каждая
семья
готовит для
себя; готовят
женщины под
руководством
повара;
готовят
сменяемые
дежурные;
готовят
специально
нанятые люди.
Если никто не
готовит, а
каждый
индивид
имеет набор
сухих пайков,
то можно
говорить о
нулевом
методе — входы
функции
непосредственно
преобразуются
в ее выходы.
(Внимательный
читатель заметил,
что в этом
тривиальном
описании никакого
намека на
культуру нет,
и он, безусловно,
прав. Но
особенно
проницательный
читатель уже
распознал в
нашей
простейшей
иллюстрации
концептуальные
выходы на
социальные структуры,
на структуры
сознания и
поведения
людей, на
различные
культурные
образцы и
даже на
изменчивость
и
преемственность
исторического
процесса).
Далее
имеется
иерархия
социальных
функций.
Принцип
построения
иерархии
таков:
выполнение
одной
функции
идентично
выполнению
группы
частичных
функций
(связанных
между собой
как цепь или
как сетевой
график).
Кроме того,
есть
иерархия "ичностей"
функций и
методов.
Первичная
функция
выполняется
первичным
методом.
Однако реализация
этого метода
обычно
предполагает
подготовку
его
компонентов:
людей,
ресурсов,
средств,
условий.
Иначе говоря,
требуется
выполнение
подчиненной
группы
функций, называемых
вторичными.
Вторичные
функции выполняются
вторичными
методами и
т.д. Продолжим
наш пример с
питанием.
Функция
обеспечения людей
хлебом
идентична
набору
частных функций:
хранение
семян,
распашка
поля, сев, уборка
зерна, его
хранение,
приготовление
муки, выпечка
хлеба,
доставка,
продажа. В
данном
случае
крестьянская
семья может
рассматриваться
как
полифункциональный
социальный
метод. Колхоз
— это иной
социальный
метод со
сходным
набором
функций.
Пахать можно
с помощью
деревянного,
железного
плуга или
трактора.
Появляется
вторичная
функция
подготовки
средства.
Здесь уже
есть любопытные
различия.
Деревянный
плуг делает
сам пахарь. Иначе
говоря,
вторичный
метод не
требует новых
участников и
новой
социальной
структуры.
Железный
плуг делает
деревенский
кузнец. Так,
концептуальная
развертка
привела к
возможности
отношений
типа
"заказчик —
подрядчик".
Наконец,
трактор
может быть
сделан только
на заводе со
своим
огромным
комплексом
третичных
функций.
Кроме того,
становится
необходимой
функция
передачи
трактора от
завода
пахарям (эту
функцию, как
известно,
могут
выполнять не
только
торговые фирмы,
но и райкомы).
Наш
прозрачный
пример
позволяет
ясно увидеть
потенциальную
мощь
функционально-методного
подхода.
Подход
отнюдь не
ограничивается
рамками
экономики.
Подобным образом
могут быть
раскрыты
функции
образования,
функции
массовой
информации,
функции
защиты
правопорядка,
функции
удовлетворения
религиозных
потребностей,
функции познания
и т.п.
У
нас еще нет
концептуальных
средств, чтобы
говорить о
культуре, но
уже есть
мощные различительные
средства для
обществ и
общественных
устройств.
Разные
общества
различаются
разными
наборами
первичных
функций,
разными
иерархиями
частичных функций,
разными
иерархиями
"ичности"
функций и
методов,
разными
социальными
методами. В
принципе,
социальные
отношения,
структуры и
институты
могут быть
рассмотрены как
дальнейшая
развертка
теории
социальных
методов. Однако
они имеют
такую
огромную
значимость,
что выделены
в
самостоятельную
концепцию.
Кроме того,
социальные
структуры
обладают
большой
устойчивостью,
иногда большей,
чем
устойчивость
самих
методов и
функций.
Например,
бюрократия
как, метод
организации
общегосударственных
ирригационных
работ после
исчезновения
этой функции
(все каналы построены)
не исчезает.
Она берет на
себя или даже
изобретает
новые
функции:
распределение
продукта,
взимание
налогов,
военные кампании.
Необходимо
также
замечание по
поводу "рациональности"
функционально-методной
схемы. Сама
схема —
порождение
современного
системного
мышления.
Однако она
применима
для самого
широкого
понимания
рациональности.
Так,
сельскохозяйственная
функция
может включать
частичную
функцию
"приманивания
дождя".
Методом
приманивания
является
сложноорганизованная
система
ритуалов. Как
всякий метод
ритуал
включает
средства — всевозможные
магические
предметы,
наряды, святилища
и т.п.
Соответственно,
появляется вторичная
функция
производства,
хранения и
поддержания
этих
предметов и
т.д. В истории
известны общества,
где большая
часть сил и
богатств тратилась
на
сооружение
гробниц,
святилищ,
храмов.
Утилитарности
здесь нет,
однако схема
"функции-методы"
работает
безукоризненно.
Следует
подчеркнуть
существенное
отличие
социальных
методов от
привычных
нам "мертвых"
технических
или
мыслительных
методов.
Технический
метод
используется
ровно в той
мере и до тех
пор, пока
нужен, а потом
отбрасывается,
становится
отходом или ресурсом
для других
методов.
Социальный
метод включает
людей,
сообщества,
которые
всегда имеют
собственные
закономерности
жизни. Например,
приглашенные
сельской
общиной в качестве
охраны от
внешних
врагов князь
и воины вдруг
принимают на
себя функции
суда, политической
власти, а
затем и
распределения
благ. С точки
зрения
культуры еще
интересней
ситуации,
когда
интеллектуальные
средства — мифы,
представления,
знания,
правила —
также
проявляют
самостоятельность
развития. Подобно
приглашенным
воинам, они
могут перерастать
свою
начальную
функцию и
полностью изменять
облик всей
жизни
общества.