Концепция
"Сознание и поведение" (П)
Из
книги
Розов
Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск,
НГУ, 1992.
Глава
II. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Предварительное
замечание: каждая концепция с необходимостью схематизирует и огрубляет
действительность. Если мы можем терпимо отнестись к схематизации социального
функционирования и социальных структур, то любая схематизация такой близкой
нам, богатой, тонкой и разнообразной сферы, как сфера сознания и поведения,
представляется, как правило, недопустимой и кощунственной. Наша позиция в
данном вопросе проста: Богу богово, а кесарю кесарево. Все чувственное и
смысловое богатство жизни вообще не нужно пытаться схематизировать, его нужно
проживать по мере способностей и удачи. Схематизации поддаются только основные структуры
сознания и поведения социальных групп, значимые с точки зрения
функционирования, воспроизводства и развития общества. Если кого-то ущемляет
выделение этих основных структур и он сражается против того, чтобы
"поверить алгеброй гармонию", значит, он не очень-то высокого мнения
о своей "гармонии". Ведь человек беззащитен перед формулой, если он
может быть "расчислен" ею без остатка. Нужно более уважительно
относиться к богатству своей душевной жизни и не бояться, что какая-либо схематизация
ее погубит. Есть единственная, хоть и тривиальная, правда у противников схем:
никогда не следует считать, что жизнь исчерпывается схемой.
Людям
сопоставлены периоды жизни. В каждый
из своих периодов жизни каждый человек имеет свое различное сознание и поведение. "Периоды
жизни" нужны, чтобы позже привязать их к разным статусам и социальным
структурам, в которые человек входит в течение своей жизни. Наш подход к
сознанию изначально атомистичен, как у Аристотеля, Гоббса и Лейбница, а не
холистичен, как у Платона, Декарта, Гегеля. Разумеется, при этом мы не
оставляем возможности позже говорить об общих элементах и структурах сознания.
Однако нам необходимо сохранить возможность рассматривать разные общества и
разные культуры, где эти "общие" элементы и структуры существенно
различаются.
Следует
пояснить также термин "сознание". Здесь он понимается наиболее широко
и соответствует всей области психического, связанной с образами и моделями
мира. Поэтому в наше "сознание" потенциально включается и
"сознательное" и "бессознательное", и
"предсознательное", и "сверхсознательное" и прочие подобные
понятия.
Понятия
"сознание" и "поведение"
подлежат в концепции специальному развертыванию. Сознание включает содержания
сознания, структуры сознания и процессы сознания. Содержания6 суть чувственные и мысленные образы.
Известные сочетания чувственных образов (знаков) и мысленных (означаемых)
составляют языковые содержания. Существуют также целостные
чувственно-языково-мыслительные образы, называемые психическими символами.
Содержания сознания, как правило, могут быть описаны через сопоставление с
соответствующими объектами внешнего мира. Структуры
сознания7 — это отдельные, модифицированные, возможно,
бессознательные содержания, с помощью которых организуются и управляются другие
содержания. Схема, силлогизм, парадигма, набор пространственных и временных
отношений могут быть интериоризованы индивидуальным сознанием и стать его
структурами.
Процессы сознания8 суть
последовательности процедур, переводящих определенные входы в определенные выходы,
причем в процедурах участвуют содержания и структуры сознания. Такое
определение позволяет различать процессы восприятия, где входами являются
объекты внешнего мира, а выходами — чувственные и мысленные образы; волевые процессы, где выходами являются
элементы поведения; ситуационные реакции,
где входами являются объекты внешнего мира, а выходами — элементы поведения; мыслительные процессы, где входами и
выходами являются осмысленные содержания, и т.п.
Представим
концептуальную мотивировку данного членения сознания, ведь сознание — это
универсум, и оно может члениться в концепции множеством способов. Фиксация
"содержаний сознания" позволяет просто пользоваться в конструкциях
выражениями типа "людям известно то-то", "человек считает,
что", "человек относится к объекту так-то" и т.д. Везде в таких
случаях подразумевается наличие в индивидуальных сознаниях определенных
содержаний. Структуры сознания — это наиболее устойчивые и культурно-значимые
образования, которые в дальнейшем мы будем соотносить с культурными образцами
(не путать с образами).
Понятие
"процессы сознания" нужно для прояснения влияния культурных образцов
на восприятие, мышление и поведение. Кроме того, это генеральный путь введения
субъективности в человеческое поведение. Ведь в социальных функциях, социальных
методах, социальных структурах эмпирически данным является только поведение
людей. Если этим ограничиться, то получим теорию общества роботов.
"Процессы сознания" позволяют концептуально ввести духовную культуру
и субъективность в поведение.
Поведение
индивида включает регулярные действия, ситуативные действия и деятельности. Под
действием здесь понимается процесс,
совершаемый индивидом и переводящий некие входы в заданные выходы с помощью
процедур или операций. Регулярные
действия повторяются ежедневно, еженедельно или с иными собственными
циклами (например, календарные ритуалы). Регулярные действия относительно
независимы от окружения, они образуют ритм или режим жизни. Ситуативные действия вызываются
изменением окружения. Это поведенческие реакции разной степени сложности и
развернутости, обычно изучаемые экспериментальной психологией. Наконец, деятельности — это совокупности
действий, организованные для достижения единой группы заданных выходов (целей
деятельности). Деятельность, как правило, включает регулярные и ситуативные
компоненты.
Синтез
понятий сознания и поведения должен вестись уже в рамках самой концепции.
Каждое действие поддерживается процессами сознания (напомним, что сюда
включаются и все реалии бессознательного). Цели, методы, внутренние
представления, мыслительные средства и прочие субъективные элементы,
необходимые для понимания и объяснения поведения, фиксируются в концепции через
содержания, структуры и процессы сознания. Процессы сознания, как правило,
вложены в поведенческие процессы или действия в том смысле, что входы
восприятия являются выходами предшествующих действий, а выходы волевых
процессов являются входами последующих действий. Здесь возможно использование
также схем обратной связи. Не исключено привлечение психоэнергетических
понятий. Специальной разработки требует языковое поведение, управляемое
мыслительными и языковыми процессами сознания.
Представленная
концепция выполнена в классических традициях психологической робинзонады, то
есть относится к абстракции социально изолированного индивида. Дело в том, что
для описания социальных аспектов поведения и сознания требуется обращение к
социальным отношениям и структурам. Иначе говоря, нужен синтез концепций С и П.
Тогда процессы сознания и языкового поведения будут вложены в понятие общения.
Общение - важнейший канал изменения и обогащения содержаний и структур сознания9.
Индивидуальное поведение будет вложено в понятия взаимодействия,
внутригруппового, межгруппового, массового поведения, коллективной деятельности
и т.п.
Выходы
социального сознания и поведения, с одной стороны, служат источниками
социальных функций, а с другой — социальные методы этих функций сами
выполняются через индивидуальное и групповое сознание и поведение. Таков
принципиальный смысл синтеза концепций С и П с концепцией Ф. Культура пока
здесь присутствует разве что имманентно. По сути дела, концепции Ф, С и П
образуют теорию социума. Социум дает необходимый контекст для процессов
культуры. Однако центр нашего интереса иной. Поэтому мы здесь не будем
углублять, расширять концепции, проводить упорядоченный синтез (хотя контуры
этих работ в целом намечены).
Предыдущий
раздел Следующий раздел