Концепция "Сознание и поведение" (П)

 

Из книги

Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, НГУ, 1992.

Глава II. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

Предварительное замечание: каждая концепция с необходимостью схематизирует и огрубляет действительность. Если мы можем терпимо отнестись к схематизации социального функционирования и социальных структур, то любая схематизация такой близкой нам, богатой, тонкой и разнообразной сферы, как сфера сознания и поведения, представляется, как правило, недопустимой и кощунственной. Наша позиция в данном вопросе проста: Богу богово, а кесарю кесарево. Все чувственное и смысловое богатство жизни вообще не нужно пытаться схематизировать, его нужно проживать по мере способностей и удачи. Схематизации поддаются только основные структуры сознания и поведения социальных групп, значимые с точки зрения функционирования, воспроизводства и развития общества. Если кого-то ущемляет выделение этих основных структур и он сражается против того, чтобы "поверить алгеброй гармонию", значит, он не очень-то высокого мнения о своей "гармонии". Ведь человек беззащитен перед формулой, если он может быть "расчислен" ею без остатка. Нужно более уважительно относиться к богатству своей душевной жизни и не бояться, что какая-либо схематизация ее погубит. Есть единственная, хоть и тривиальная, правда у противников схем: никогда не следует считать, что жизнь исчерпывается схемой.

Людям сопоставлены периоды жизни. В каждый из своих периодов жизни каждый человек имеет свое различное сознание и поведение. "Периоды жизни" нужны, чтобы позже привязать их к разным статусам и социальным структурам, в которые человек входит в течение своей жизни. Наш подход к сознанию изначально атомистичен, как у Аристотеля, Гоббса и Лейбница, а не холистичен, как у Платона, Декарта, Гегеля. Разумеется, при этом мы не оставляем возможности позже говорить об общих элементах и структурах сознания. Однако нам необходимо сохранить возможность рассматривать разные общества и разные культуры, где эти "общие" элементы и структуры существенно различаются.

Следует пояснить также термин "сознание". Здесь он понимается наиболее широко и соответствует всей области психического, связанной с образами и моделями мира. Поэтому в наше "сознание" потенциально включается и "сознательное" и "бессознательное", и "предсознательное", и "сверхсознательное" и прочие подобные понятия.

Понятия "сознание" и "поведение" подлежат в концепции специальному развертыванию. Сознание включает содержания сознания, структуры сознания и процессы сознания. Содержания6 суть чувственные и мысленные образы. Известные сочетания чувственных образов (знаков) и мысленных (означаемых) составляют языковые содержания. Существуют также целостные чувственно-языково-мыслительные образы, называемые психическими символами. Содержания сознания, как правило, могут быть описаны через сопоставление с соответствующими объектами внешнего мира. Структуры сознания7 — это отдельные, модифицированные, возможно, бессознательные содержания, с помощью которых организуются и управляются другие содержания. Схема, силлогизм, парадигма, набор пространственных и временных отношений могут быть интериоризованы индивидуальным сознанием и стать его структурами.

Процессы сознания8 суть последовательности процедур, переводящих определенные входы в определенные выходы, причем в процедурах участвуют содержания и структуры сознания. Такое определение позволяет различать процессы восприятия, где входами являются объекты внешнего мира, а выходами — чувственные и мысленные образы; волевые процессы, где выходами являются элементы поведения; ситуационные реакции, где входами являются объекты внешнего мира, а выходами — элементы поведения; мыслительные процессы, где входами и выходами являются осмысленные содержания, и т.п.

Представим концептуальную мотивировку данного членения сознания, ведь сознание — это универсум, и оно может члениться в концепции множеством способов. Фиксация "содержаний сознания" позволяет просто пользоваться в конструкциях выражениями типа "людям известно то-то", "человек считает, что", "человек относится к объекту так-то" и т.д. Везде в таких случаях подразумевается наличие в индивидуальных сознаниях определенных содержаний. Структуры сознания — это наиболее устойчивые и культурно-значимые образования, которые в дальнейшем мы будем соотносить с культурными образцами (не путать с образами).

Понятие "процессы сознания" нужно для прояснения влияния культурных образцов на восприятие, мышление и поведение. Кроме того, это генеральный путь введения субъективности в человеческое поведение. Ведь в социальных функциях, социальных методах, социальных структурах эмпирически данным является только поведение людей. Если этим ограничиться, то получим теорию общества роботов. "Процессы сознания" позволяют концептуально ввести духовную культуру и субъективность в поведение.

Поведение индивида включает регулярные действия, ситуативные действия и деятельности. Под действием здесь понимается процесс, совершаемый индивидом и переводящий некие входы в заданные выходы с помощью процедур или операций. Регулярные действия повторяются ежедневно, еженедельно или с иными собственными циклами (например, календарные ритуалы). Регулярные действия относительно независимы от окружения, они образуют ритм или режим жизни. Ситуативные действия вызываются изменением окружения. Это поведенческие реакции разной степени сложности и развернутости, обычно изучаемые экспериментальной психологией. Наконец, деятельности — это совокупности действий, организованные для достижения единой группы заданных выходов (целей деятельности). Деятельность, как правило, включает регулярные и ситуативные компоненты.

Синтез понятий сознания и поведения должен вестись уже в рамках самой концепции. Каждое действие поддерживается процессами сознания (напомним, что сюда включаются и все реалии бессознательного). Цели, методы, внутренние представления, мыслительные средства и прочие субъективные элементы, необходимые для понимания и объяснения поведения, фиксируются в концепции через содержания, структуры и процессы сознания. Процессы сознания, как правило, вложены в поведенческие процессы или действия в том смысле, что входы восприятия являются выходами предшествующих действий, а выходы волевых процессов являются входами последующих действий. Здесь возможно использование также схем обратной связи. Не исключено привлечение психоэнергетических понятий. Специальной разработки требует языковое поведение, управляемое мыслительными и языковыми процессами сознания.

Представленная концепция выполнена в классических традициях психологической робинзонады, то есть относится к абстракции социально изолированного индивида. Дело в том, что для описания социальных аспектов поведения и сознания требуется обращение к социальным отношениям и структурам. Иначе говоря, нужен синтез концепций С и П. Тогда процессы сознания и языкового поведения будут вложены в понятие общения. Общение - важнейший канал изменения и обогащения содержаний и структур сознания9. Индивидуальное поведение будет вложено в понятия взаимодействия, внутригруппового, межгруппового, массового поведения, коллективной деятельности и т.п.

Выходы социального сознания и поведения, с одной стороны, служат источниками социальных функций, а с другой — социальные методы этих функций сами выполняются через индивидуальное и групповое сознание и поведение. Таков принципиальный смысл синтеза концепций С и П с концепцией Ф. Культура пока здесь присутствует разве что имманентно. По сути дела, концепции Ф, С и П образуют теорию социума. Социум дает необходимый контекст для процессов культуры. Однако центр нашего интереса иной. Поэтому мы здесь не будем углублять, расширять концепции, проводить упорядоченный синтез (хотя контуры этих работ в целом намечены).

 

Предыдущий раздел                                                                          Следующий раздел