Оглавление книги Другие публикации
ЦЕННОСТИ
В ПРОБЛЕМНОМ МИРЕ:
философские
основания
и социальные приложения
конструктивной аксиологии
Н. С. Розов
Новосибирский государственный
университет
Новосибирск
1998
ББК 60.508.0
УДК 124.5
Р 650
Розов Николай Сергеевич. Ценности
в проблемном мире: философские основания и социальные приложения
конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. —
1998. — 292 с.
ISBN 5–7615–0455–3
Книга посвящена обоснованию ценностного сознания
как новой формы мировоззрения, сочетающей широкую терпимость к разнообразию
культур, убеждений, интересов с ригористической защитой кардинальных ценностей
— основных жизненных и гражданских прав человека. В ней рассмотрены
исторические, историко-философские и этические предпосылки и основания
ценностного сознания и общезначимых ценностей, заданы принципы конструктивной
аксиологии как направления систематической рефлексии, критики и обновления
ценностных систем. Эти идеи и понятия использованы для постановки и эскизного
решения глобальных проблем устойчивого развития, разрешения и конструктивизации
конфликтов, в частности, территориальных, связанных с контролем над ресурсами,
а также проблем международных и национальных требований к
социально-гуманитарному образованию.
Для философов, культурологов, политологов,
преподавателей вузов, работающих в сфере социально-гуманитарного образования.
Результаты получены при поддержке
Института открытого общества (Прага)
грант № 637\94
ISBN 5–7615–0455–3 ã Н. С. Розов, 1998
ПРЕДИСЛОВИЕ
Это книга о
современных общезначимых ценностях и о ценностном сознании как новой форме
мировоззрения.
Что
происходит с религиями, мифами, идеологиями, убеждениями, принципами,
ценностями в нынешний переломный период развития человеческой цивилизации?
Можно ли
совместить убежденность каждого сообщества в верности своей картины мира,
истинности верований, справедливости установлений с их разнообразием и
противоречивостью?
Есть ли
общий фундамент у разных систем ценностей? Имеют ли ценности объективную
природу? Каким образом их можно познавать? Ценности вечны и только
обнаруживаются в определенное время или, напротив, они возникают в истории и их
можно целенаправленно обновлять и конструировать?
Где проходит
граница между толерантностью и опасностями морального релятивизма? Каковы
именно общезначимые ценности, как они соотносятся между собой и с другими
ценностями?
Как
соотнести высокие абстрактные теории ценностей с современным миром, полным
неразрешенных проблем и конфликтов: с глобальными проблемами массового голода,
бедности, перенаселенности, загрязнения среды, исчерпания ресурсов; с
реальностью жестоких кровавых конфликтов, разгорающихся почти во всех регионах
мира; с практическими проблемами систем масс-медиа и образования, которые в
наибольшей степени ответственны за формирование мировоззрения нынешнего и
будущих поколений?
Эти и
связанные с ними вопросы являются предметом философских рассуждений и
построений данной книги.
Несколько слов
о стиле книги.
Русская
философия после десятилетий псевдомарксистского самоугнетения вновь стоит на
перепутье. Одни философы отправились по надежному пути возрождения русской религиозно-философской
традиции с идеями всеединства, соборности, духовности, софийности. Вновь
толкуются и перетолковываются труды К. Леонтьева, Н. Федорова,
В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова и др. Дорога эта сейчас
широкая, торная, только ведет она назад — к очередному для России
религиозно-идеологическому официозу, опасному для свободной мысли.
Других
подхватил модный западный ветер постмодернизма с его “языковыми играми”,
“потоками интенсивностей”, “деконструкциями”,
“гиперреальностями” и прочими новинками. Здесь есть и свои кумиры:
Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийар, Р. Рорти. В
постмодернизме философский “дискурс” нередко изящен и ироничен, часто
невразумителен и почти всегда безответственен.
Пустует
только трудная тропа рациональной, продуктивной, интеллектуально и этически
ответственной философии. Здесь есть свои принципы мышления (отвлеченно
умственные, с точки зрения русской религиозно-философской традиции, и
авторитарные, устаревшие — с точки зрения постмодернизма): ясно ставить
вопросы и задачи; явно определять понятия и в дальнейшем опираться на эти определения;
подчинять мысль только сознательно принятым предпосылкам, которые могут быть
оспорены и пересмотрены, но не подчинять мышление никаким догматам или
авторитетам, в том числе религиозным, идеологическим, политическим или
структуралистским. Такой стиль философствования имеет свои почтенные корни и
традиции. Я утверждаю, что так работали Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц,
Дж. Локк, И. Кант, Г. Риккерт, М. Вебер. В ХХ веке эту
традицию продолжили Б. Рассел, К. Поппер, К. Боулдинг,
Дж. Роулз, И. Валлерстайн, Р. Коллинз.
Направленность
на мыслительный результат, приверженность строгости рассуждений неизбежно
наносят ущерб изящности, легкости и увлекательности изложения. Читателю
приходится настраивать себя не на услаждение души, а на усилие ума,
определенное интеллектуальное напряжение. Вместе с тем, никаких гарантий
истинности рациональная философия не дает. Суждения обосновываются только в
рамках принятых предпосылок, которые сами могут быть оспорены. Важно, чтобы
было, с чем спорить. Только тогда можно надеяться на поступательное и
небесполезное продвижение философского мышления.
Коротко
скажу об общей структуре книги. В первой части с разных сторон делаются подходы
к центральной идее книги — ценностному сознанию как новой форме мировоззрения,
принимающей ведущую роль от религий и идеологий, вбирающей их в широкое
пространство ценностной коммуникации. Это обсуждение исторических закономерностей смены ведущих форм мировоззрения —
движения от мифов к религиям и идеологиям, переосмысление этики Канта и его
последователей, анализ всего спектра европейских этических теорий.
Во второй
части в концепциях общезначимых ценностей и конструктивной аксиологии
фиксируются важнейшие понятия, принципы, критерии ценностного сознания. Эти
философские результаты используются для постановки и эскизного решения проблем,
которые достаточно условно поделены на три большие группы:
— проблемы
устойчивого развития (голод, бедность, перенаселенность, неравенство доступа к
мировым ресурсам);
— разрешение
межнациональных конфликтов по контролю над ресурсами;
— задачи
социально-гуманитарного образования как важнейшего канала формирования
мировоззрений.
В Приложении
представлены три научно-публицистические статьи, трактующие современную ситуацию
в мире и России с точки зрения идей ценностного сознания и конструктивной
аксиологии.
Итак, это
книга отчасти теоретической, отчасти практической направленности, книга о
ценностях современного, полного проблем и конфликтов мира. С высказанными в ней
суждениями можно и нужно спорить, но не замечать поднятых проблем нельзя:
слишком настойчиво стучится в двери грядущая нелегкая эпоха.