Розов Н. С. Идеи и интеллектуалы в потоке истории: макросоциология
философии, науки и образования.
Новосибирск:
Манускрипт, 2016. 340 с. Скачать книгу PDF. FB2
Новая книга
проф. Н.С.Розова включает очерки с широким тематическим разнообразием:
платонизм и социологизм в онтологии научного знания, роль идей в
социально-историческом развитии, механизмы эволюции интеллектуальных
институтов, причины стагнации философии и история попыток «отмены философии»,
философский анализ феномена мечты, драма отношений философии и политики в
истории России, роль интеллектуалов в периоды реакции и трудности этического
выбора, обвинения и оправдания геополитики как науки, академическая реформа и
ценности науки, будущее университетов, преподавание отечественной истории,
будущее мировой философии, размышление о смысле истории как о перманентном
испытании, преодоление дилеммы «провинциализма» и «туземства»
в российской философии и социальном познании.
Пестрые
темы объединяет сочетание философского и макросоциологического подходов: при
рассмотрении каждой проблемы выявляются глубинные основания высказываний,
проводится рассуждение на отвлеченном, принципиальном уровне, которое
дополняется анализом исторических трендов и закономерностей развития,
проясняющих суть дела.
В книге
используются и развиваются идеи прежних работ проф. Н. С. Розова, от построения
концептуального аппарата социальных наук, выявления глобальных мегатенденций
мирового развития («Структура цивилизации и тенденции мирового развития» 1992),
ценностных оснований разрешения глобальных проблем, международных конфликтов,
образования («Философия гуманитарного образования» 1993; «Ценности в проблемном
мире» 1998) до концепций онтологии и структуры истории, методологии
макросоциологического анализа («Философия и теория истории. Пролегомены»
2002, «Историческая макросоциология: методология и методы» 2009; «Колея и
перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке» 2011).
Книга
предназначена для интеллектуалов, прежде всего, для философов, социологов,
политологов, историков, для исследователей и преподавателей, для аспирантов и студентов,
для всех заинтересованных в рациональном анализе исторических закономерностей и
перспектив развития важнейших интеллектуальных институтов — философии, науки и
образования — в наступившей тревожной эпохе турбулентности
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I.
ОНТОЛОГИЯ МЫСЛИ И АКСИОЛОГИЯ ИСТОРИИ Глава 1. Онтология научного знания: Можно
ли пройти между Сциллой платонизма и Харибдой социологизма?..
Глава 2.
Роль идей в социально-историческом развитии: онтология и аксиология механизмов
модернизации
Глава 3.
Эволюция интеллектуальных институтов и причины стагнации философской мысли
Глава 4.
Социологическая «отмена философии» — новый этап давней традиции
Глава 5.
Философия мечты
Часть II. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ТРАЕКТОРИИ КРИЗИСНОГО
РАЗВИТИЯ
Глава 6.
Философия и политика в россии: драма отношений в
контексте циклической динамики
Глава
7. Основания поступков интеллектуала в период «заморозков»
Глава
8. (не)мыслящая россия: антитеоретический консенсус как фактор интеллектуальной
стагнации
Глава
9. Российская геополитика как наука: отменить нельзя
развивать
Глава
10. Критика реформы РАН учеными и базовые ценности российской науки
Глава
11. Судьба университетов в эпоху глобальной турбулентности
Часть III. БУДУЩЕЕ МЫШЛЕНИЯ КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ
Глава 12.
От дисциплинарного империализма — к Обществознанию Без
Границ
Глава
13. Альтернативный подход к преподаванию отечественной истории
Глава
14. Будущее мировой философии: дальнейшая маргинализация или новый золотой век?
Глава 15.
Смысл истории как испытание человеческого рода: философский взгляд
Глава
16. Российская философия: вырваться из интеллектуальной периферии
Глава
17. «Провинциализм», «туземство» и факторы интеллектуальной «столичности» в
социальном познании
Приложения 1. «Социология философий» Рэндалла
Коллинза — новый этап самосознания интеллектуалов в мировой истории
2. Семь
смешных философских грехов
3.
Интервью о состоянии философии в России Литература
Аналитическое содержание
Часть I. ОНТОЛОГИЯ МЫСЛИ И АКСИОЛОГИЯ ИСТОРИИ
Глава
1. Онтология научного знания: Можно ли пройти между
Сциллой
платонизма и Харибдой социологизма?
— 6
Исходное противоречие — 6. Аргументы
социологизма — 7. Аргументы
платонизма — 9. Обобщение и преодоление
предпосылок —10. Задача о
пропавшем долларе —12.
Четырехчастная онтология — 13. Определение и
обоснование чистых онтологических сфер — 14.
Понятие гибридных
онтологических сфер — 18. Арифметика как
концептуальная онтология — 19.
Какова природа «онтологического упрямства»
научных истин? — 23.
Значимость и онтологический статус идеальных
объектов — 26.
Глава
2. Роль идей в социально-историческом развитии:
онтология
и аксиология механизмов модернизации — 30
Social imaginary — новая
ипостась «роли идей в истории» — 30.
Четырехчастная онтология и природа социальной
воображаемости — 31.
Модернизация — конструктивная трактовка — 32.
Бюрократизация: от
вельможных хозяйств к государственным
ведомствам — 33. Секуляризация:
от духовного доминирования церкви к светскому
образованию, литературе,
искусству и масс-медиа
— 35. Капиталистическая индустриализация: от
ремесленных цехов и ярмарок — к фабрикам и
фондовым рынкам — 37.
Демократизация: от единой и наследственной
власти знатных — к
разделенной и сменяемой власти избранных — 39.
Взаимоусиление процессов
модернизации, связь идей и структурных условий
— 40. Творческое
социальное воображение: механизмы активации и институционального
воплощения — 41.
Глава
3. Эволюция интеллектуальных институтов и причины
стагнации
философской мысли — 43
Базовые понятия — 43. Интеллектуальная динамика
и институты мышления
—
44. История философии
как эволюция конфликта
— 46.
Институциональные причины стагнации философской
мысли — 48.
Глава
4. Социологическая «отмена философии» — новый этап
давней
традиции — 51
Два пути преодоления философии — 51. Интеллектуалистская отмена
философии: пунктирный обзор — 52. Социологизация философии — неявный
вызов
философскому сообществу —
54. Сравнительная социология
наблюдателей — 57. Отношения и вариации вместо
сущностей и
принципиальных дилемм — 58. «Как социологизировать молотом» — 60.
Направления контрудара — 62. Смысл истории:
пример оправдания
неразрешимой философской проблемы —
64.Предельные основания суждений
и осмысленный образ мира — 66.
Глава
5. Философия мечты —69
Трудность вопроса -69. Феноменология мечты:
главные типы мечтаний -71.
Определение мечты -72. Онтология мечты: ее
природа и роль в человеческих
испытаниях — 73. .Аксиология мечты: критерии
оправданности — 76..
Гносеология мечты: вопросы об условиях
осуществимости — 77. Этика
мечты: смысл жизни индивида и идеал семьи — 78.
Организационная
философия мечты: идеальный институт — 82.
Урбанистическая философия
мечты: идеал города — 82. Политическая
философия мечты: национальная
идея — 83. Приоритет права и судов в мировом
сообществе — глобальная
мечта — 85. Вечная жизнь человечества?
Историософия мечты и космос — 87.
Часть II. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В
РОССИИ:
ТРАЕКТОРИИ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ
Глава
6. Философия и политика в России: драма отношений
в
контексте циклической динамики — 90
Структурная специфика российской философии —
90. Философия и
государственная власть в России: напряженная
драма отношений — 91.
Двушаговый механизм социальной причинности —
92. Философия и циклы
социально-политической динамики
— 94. Объяснение
особенностей
российской философии — 98.
Глава
7. Основания поступков интеллектуала в период
«заморозков»
— 103
Что происходит? — 103. Положение философии в
колее российских циклов —
104. Конфликтующие идентичности интеллектуалов
— 106. Ригоризм и
компромиссы — 108. Недопустимость лжи —
обоснование на основе
принципа достоинства — 110. Поведение
интеллектуала в конфликте:
полярные паттерны и императив — 112. Философия
и подготовка к
«перевалу» — 114. Роль интеллектуалов в
каузальной атрибуции кризиса —
116.
Глава
8. (Не)мыслящая Россия: антитеоретический
консенсус как
фактор
интеллектуальной стагнации — 120
Интеллигенты и интеллектуалы — 120. Дефицит творческого научного
мышления
— 121. Причины
интеллектуальной стагнации — 124.
Антитеоретический консенсус — апология лености
мысли — 126. Заменители:
«радость узнавания» и «разоблачение
неадекватности» — 127. Метафора не
заменяет теорию — 128. Успешная теоретизация
как счастливое сочетание
обстоятельств и практик — 130. Почему требуемые
ингредиенты отсутствуют
— 131.
Глава
9. Российская геополитика как наука: отменить нельзя
развивать
— 136
Насколько оправдана дискредитация геополитики?
— 136. Смешение
значений
— 138. Могущество
на территориях —
неизбывная и меняющаяся реальность — 139.
Разделение значений и
упорядочение имен — 140. . Геополитика как
реальность — 141. Геополитика
как учение и как идеология — 142. Геополитика
как чистая (фундаментальная)
наука — 142. Геополитика (геостратегия)
как прикладная наука и технология
— 144. Главная дилемма геостратегии:
гегемония или лидерство? — 144.
Геополитика в контексте макросоциологии — 146.
Что делать с «провалами»
геополитики — 147. Геополитика и российский
контекст — 150. Теория
геополитической динамики как основа анализа —
151. Мудрость геополитики
— эффективность геостратегии
— 154.
Глава
10. Критика реформы РАН учеными и базовые ценности
российской
науки — 157
Ученые против бюрократизации — 157. Научное
творчество не терпит
принуждения — 159. Критика постулирования
«приоритетов» — 160.
«Структуризация» и «конкурсность» как прикрытие
«оптимизации» — 161.
Альтернативные предложения: дебютный радикализм
— 162. Меры борьбы с
бюрократизацией и отношение к конкурсам — 163.
Как проводить реформы —
164. Кто вообще должен управлять наукой? — 165.
Лейтмотивы отношения к
реформам — 166. Базовые ценности и
предназначение науки — 166.
Идеальный
образ национальной науки
как проблема социального
проектирования — 169. Тактика и стратегия
научного сообщества в условиях
реформирования — 172.
Глава
11. Судьба университетов в эпоху
глобальной
турбулентности
— 174
Ведомственный гнет «стандартов» и отчетности —
174. Аспекты анализа —
175. Базовые ценности образования и меняющийся
контекст — 176.
Образование и колея российских циклов — 179.
Альтернативные модели
университетов — 179. Актуальная роль и
оптимальная модель университетов
— 181. Фатальна ли консервативность
университетских профессоров? — 182.
Польза
внутренней конкуренции —
183. Кадровое обеспечение
образовательных новаций — 184. Вечная проблема
(недо)финансирования —
184. Кому ранжировать вузы — 185. Образование и
политэкономия:
направления коэволюции
— 187. Факторы успеха и новые формы интеграции
образования и науки — 187. Университеты как
движители социальных реформ
— 189.
Часть III. БУДУЩЕЕ МЫШЛЕНИЯ
КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ
Глава
12. От дисциплинарного империализма
— к
Обществознанию Без Границ — 192
Очень
краткая история дисциплинарных «империализмов» — 192.
Дисциплинарная экспансия в науке — от метафоры
к геополитической модели
— 194. Корень профессиональной ревности —
вопрос контроля над ресурсами
— 196. В чем сила экономического империализма —
198. Уязвимость
«прогрессорства» — 200.
Геокультурная экспансия как соблазн качеством —
202. Стирание перегородок — шенгенский
принцип в обществознании — 203.
Пример
преодоления
междисциплинарной
несоизмеримости — 204.
Насколько утопично Обществознание Без Границ? — 206.
Глава
13. Альтернативный подход к преподаванию отечественной
истории
— 208
Актуальность альтернатив — 208. Порывы
модернизации и их последствия —
208. Циклическая динамика государственного
успеха и свободы граждан —
209. Ряд самоиспытаний
в социально-эволюционном контексте — 210. Связь
парадигм модернизаций, цикличности и
исторических испытаний — 212.
Какая история служит воспитанию гражданина? —
212. Макросоциальные
процессы и личные истории — 214. Разные
учебники при единстве базовых
требований — 215.
Глава
14. Будущее мировой философии:
дальнейшая
маргинализация или новый золотой век? — 217
Историческая динамика успеха и престижа
философии — 217. Кризис,
стагнация или расцвет? — 218. Признаки
затянувшейся стагнации — 218.
Новый философский золотой век? — 221. Взаимосвязь
содержания философии
и ее роли в обществе — 223. Эпоха
турбулентности — 224. Возможности
науки — 228. Возможности религии и идеологии —
229. Возможности
философии — 230. Направления философского
прорыва — 232. Новые
требования к философскому образованию — 234.
Миссия философии — 234.
Глава
15. Смысл истории как испытание человеческого рода:
философский
взгляд — 235
Подход к проблеме смысла истории — 235. Поиск
понятийной формы — 236.
Будущее открыто, но только отчасти — 237.
Процессы «естественного»
складывания — 238. Процессы «искусственного»
конструирования — 238.
Испытания — третья фундаментальная сфера жизни
и человеческого бытия —
239. Действительный конец истории как мысленный
эксперимент — 241.
Проблема оценки результатов испытаний — 245. Проблема
гуманистического
критерия успешности испытаний в истории — 246.
Свобода как
универсальная ценность — 247. Компоненты
счастья и благополучия — 248.
Политические ценности как социальные условия
полноценной жизни — 249.
Ближние и дальние условия — 250.
Глава
16. Российская философия: вырваться из интеллектуальной
периферии
— 253
Философия в современной России: сложный образ —
253. Российская
философия и мировая: только ли проповедовать
свое или догонять чужое? —
254. Разнообразие позиций — 255. Растерянность,
амбиции и ростки
понимания — 257. Ориентиры развития
философского сообщества — 259. К
автономии организационных основ философии —
260. Спор как путь к
интеграции поля интеллектуального внимания —
261. Как преодолевают
периферийность — 262. Философия, бросающая
вызов — 265.
Глава
17. «Провинциализм», «туземство» и факторы
интеллектуальной «столичности» в социальном
познании — 267
Мировая иерархия в науке: кто кого слышит —
267. Привлекательность места
и типы комфорта — 268. Что обеспечивает признание
в науке? — 269.
Факторы духовного комфорта ученого — 270.
Радость узнавания и
разоблачение
неадекватности — 271.
Условия продвижения к
интеллектуальной «столичности» — ?. Опыт Чикагской школы — факторы
блестящего успеха — 272. Была ли Чикагская
школа социологии «туземной»?
— 276. Антитеоретический консенсус — общая
платформа «туземства» и
«провинциализма» — 278. Теоретические
перспективы социального познания:
на пути к «машинерии
быстрых открытий» — 279. Синтез методологий — 281.
Построения и проверки теорий в
исторической макросоциологии — 282.
Разрыв в стилях мышления — 284. Политика
интеллектуального успеха. как
искусство возможного —
285.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.
«Социология философий» Рэндалла Коллинза — новый
этап
самосознания интеллектуалов в мировой истории —
289.
2.
Семь смешных философских грехов — 311
1. Грех невежественной и доморощенной
«гениальности»
— 311.
2. Грех сервилизма — 312.
3. Грех перманентного соскальзывания — 313.
4. Грех невнятности — 314.
5. Грех догматизма — 314.
6. Грех вымороченности
(пустой схоластики) — 315.
7. Грех аутизма (эзотеризм,
«слоновокостность») — 316.
3.
Интервью о состоянии философии в России — 317.
ЛИТЕРАТУРА — 326.